Лаково-чёрный автомобиль привёз двоих ближе к вечеру. Руководитель ворчал на шофёра, что они едва успели к отбою, шофёр ворчал, что по такой погоде ездить можно только на кладбище. Мальчик с собачьим ошейником, свободно болтавшимся на тонкой, обезображенной кладками кожистых ярко-розовых рубцов шее, отметил про себя, что между кладбищем и тем местом, куда его привезли, не было существенной разницы – для него не было. Вслух впрочем, он лишь неслышно вздохнул, когда руководитель, чертыхаясь, выбрался из машины, чтобы с прохладной искусственной улыбкой отворить перед подопечным дверь. Эта улыбка всегда была такой непроницаемой, или только теперь, лишившись одного глаза, мальчишка может это видеть с парадоксальной чёткостью?
[indent] Солнце кренилось к земле, за горизонт – в глубоком детстве, будучи несмышлёнышем, он думал, что земля поглощает этот оранжевый диск каждый вечер, чтобы на следующее утро разродиться новым; земля много берёт, она же щедро и даёт. Так он думал в том далёком недосягаемом времени, когда и носил этот ошейник – потрёпанный, посеревший от времени настолько, что уже невозможно было различить под слоями замызганности его истинный цвет. Кажется, у них с детьми из его крохотного уездного городка была такая игра, но каковы были её правила, и зачем нужно было носить ошейник, мальчишка уже не вспомнит. Пытается ухватиться за ниточку, растянуть её из клубка сумбурных воспоминаний, но она обрывается на том моменте, когда похожий лаковый автомобиль, железный и рычащий восьмицилиндровым сердцем конь на каучуковых копытах, вёз его в совершенно новый мир – мир, который не смотрит на землю, но поднимает глаза к звёздам. В тот день игры закончились – ему было шесть лет, когда он снял ошейник, и вот, теперь, когда ему семнадцать он вновь надевает его, всё ещё надеясь, что ему получится хоть что-то вспомнить.
[indent] Место, в котором он родился, было широким, у этого места не было потолка, у него не было стен, лишь бескрайняя степь, игры на железнодорожной станции и ночные сборы летом с ребятами – как всегда, возле «Могилы Языка», увешанной ленточками и колокольчиками с бычьих шей. Место, в котором он потом рос, было высоким и наполненным светом прожекторов – множества электрических глаз смотрело на него, точно усеянное звёздами небо, и театральные балконы блистали сусальным золотом, и коринфские ордера, взметавшиеся к величественному багровому потолку концертного зала, были ему вместо деревьев в лесу. Леса впрочем, мальчик никогда до шести лет не видел – как не видел театра, не видел домов выше трёх этажей, и не видел того, как могут танцевать юноши и девушки, преодолевая все законы земного тяготения. Впрочем, о существовании таких законов мальчик тоже не знал, лишь мог чувствовать, как эта земля зовёт. Зовёт ночами, тоскуя по своему сыну – мальчик вытаскивал ошейник из-под подушки, любовно гладя его подушечками пальцев, и также прятал назад, пока однажды земля не затихла. И нечто, что отдалённо напоминало наивному ребёнку тоску по родине, из которой его вырвали с корнем, как симпатичный диковинный цветок, тоже затаилось – но не исчезло, лишь выжидало часа, чтобы навалиться на него со всей силы.
[indent] Вот и навалилось – когда на него прыснули хозяйственным керосином, и чиркнули спичкой. Навалилась, хоть и не сразу – когда горишь заживо, от шока даже не чувствуя боли и не пытаясь спастись, особо по родным пенатам не потоскуешь. Но всё случилось – потом. В то ужасное «потом», наполнившееся болью, запахом больницы, сладковатым флёром гниения, когда до одури не хотелось думать, что это всё исходило от него. Его латали, накладывали заплатки, подключали к капельницам, возили на носилках санитары, иногда подвыпившие – куклу старательно пытались подлатать, чтобы та снова скакала, улетая к звёздам, чтобы снова вертела пируэты, отдавая себя во власть музыки и строгого, тающего в восторге взгляда махины театра, и чтобы стала, наконец, не вторым Барышниковым, а первым. Но прошёл год этой починки – год в попытках приладить к открытым ранам свежие лоскуты кожи, не тронутой огнём, прежде чем руководителю обречённо сообщили – кукла будет жить. А вот работать кукла не будет.
[indent] «Лучше бы ты умер», – читалось в христоматийно ласковой улыбке балетмейстера, когда мальчишка перекинул одну ногу через борт автомобиля, безнадёжно испачкавшийся в осенней грязи. Интересно, его бы похоронили на заднем дворе училища, точно упавший остывший метеорит, которому больше не суждено сиять, или же отправили бы в наскоро сколоченном деревянном ящике назад в то захолустье, где у него даже живых родственников-то не осталось? Мальчишка привык с молочных зубов рассуждать о смерти – о чьей угодно, но только не о своей. Все кто родился в таком странном, постепенно запустевающем месте, как его родной город, так или иначе думают о смерти, так уж повелось, и для тамошних детей смерть не была чем-то более серьёзным, чем очередной игрой. Однако за последний год о собственной смерти, которой прежде так страшно было взглянуть в лицо, мальчик нарассуждался вдоволь. В этой долгой поездке к своему новому дому он дал себе небольшую передышку, позволив вообще ни о чём не думать.
[indent] Сейчас же думать пришлось. Думать и говорить, когда его знакомили с директором – весьма эксцентрично выглядевшим мужчиной, что, впрочем, для паренька, росшего в творческой атмосфере постоянной смены маскарадных образов, масок и гримов, не было чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, оно было из ряда вон выходящим для этой осенней серости, для этого лакового автомобиля, для этого мира, в котором теперь любая улыбка казалась мишурой и издевательством. Никогда ещё ему так не хотелось домой, как теперь – и он мог бы начать помышлять о побеге сразу же, как переступил порог этого странного места, если бы ему было, куда бежать. Помещения были спланированы странным, совершенно алогичным образом – это могло бы понравиться мальчишке, привыкшем ко всему, что снова и снова пробивало потолок человеческого воображения, если бы не копошившиеся на стыках преломляющихся стен тени. Тени, которые были живыми, и жили они, как и полагается всем порядочным теням, на периферии зрения.
[indent] Ему сказали назвать своё имя – он назвал. Его попросили предоставить медицинскую карту – он вытащил из своего старенького рюкзака-скатки талмуд с историей всех его болезней, которая начала своё писание с момента шестнадцати лет. До тех пор – крепкое здоровье, идеальные показатели выносливости, не единого перелома, будто на момент репетиций и танцев кости его превращались в пружины или нечто, похожее на неньютоновскую жидкость. Может, потому ему и удалось выжить – болей он с детства каким-нибудь рахитом, почки бы его оказали раз и навсегда, и никакая реанимационная фильтрация ему бы не помогла; наверное, пробегаясь взглядом единственного глаза, по спискам всех проведённых за последний год процедур, директор мог подумать о том же самом. Свет отчего-то в его кабинете так и не зажгли – сереющие сумерки на последнем издыхании освещали комнату, грозясь вот-вот истончиться и кануть в непроглядную ночь. Мальчик подумал, что оно и хорошо – не придётся во всей красе демонстрировать своё обезображенное лицо, на которое у его тела больше не нашлось лишней кожи.
[indent] Балетмейстер сиял начищенным серебряником в этих потёмках – точно ворьё, сдававшее краденые жемчужные бусы в ломбард. Когда-то и у мальчика была жемчужная кожа, и такие же белёсые, будто пух полевых созревших цветов, волосы – впрочем, они до сих пор были при нём, правда, поделенные ровно напополам. За половину сорванных с чьей-то шеи бус и возьмут намного дешевле, но вору всё равно, лишь бы поскорее без расписки избавиться от свидетельств своего преступления. И он избавляется, правда, подписи оставить всё же приходится. Мальчика он не обнимает – тот знает, что из брезгливости и одна часть его сознания могла это понять и простить, пока вторая сгорала в бессильном вопле. Нет уж, он заплачет когда угодно потом, но только не сейчас.
[indent] Железный конь с ржанием шин выворачивает с подъездной дорожки – взгляд за стёклами не смотрит на укрытое сгущающейся осенью здание. Забыть вычеркнуть, и отправиться на поиски новой куклы, нового первого Барышникова – жаль только загубленного времени и сил, всё-таки одиннадцать лет – не шутки, а никто из живущих под луной не молодеет. А мальчишка зачем-то всё же помахал сквозь окно коридора – как будто в нём всё ещё жило что-то похожее на безусловную любовь по отношению ко всякому, кто с теплотой погладит его. Ругает самого себя мысленно, с призраком смущения и виновности смотрит на директора, будто тот со своей высокой колокольни всё прозрачно видит и понимает – тот не осуждает, лишь просит проследовать за собой, ведь скоро действительно намечался отбой.
[indent] Мальчишки в комнате не облепляют его, как мухи заветрившийся кусок яблока, до тех пор, пока директор не покидает комнату – Тринадцатую как он смог судить. Спрятаться в сумерках не получилось, скрыть свою мерзкую новую морду – тоже, хотя такое не скроешь, даже если ворвёшься в общую спальню в костюме банана под шипение праздничных римских свеч. Теперь не его фуэте и длиннющие белые ресницы будут привлекать внимание, а этот безщёкий оскал и заплывший бельмом глаз, который, согласно предписаниям в той же медицинской карточке, вскоре лучше будет удалить – хирург пугал его возможной инфекцией. Впрочем, таких естественных вопросов, касавшихся того, как это получилось, не последовало – кто-то воскликнул, бесцеремонно вытянув руку из обступившей его кольцом мальчишеской массы, и ткнул его в скулу, надёжно упрятанную под панцирем твёрдой кожи, без пор, без истории, без мимики. Стерильное нестареющее уродство.
[indent] – Будешь Полураспадом, – сказал парень, подпиравший подмышки костылями, и улыбнулся краем губ, из-за которых показался провал отсутствующего переднего зуба. Вдруг вспомнилось как в период выпадения молочных зубов, они с ребятами выбирались в степь, на бычий курган и соревновались, кто дальше плюнет – неизменно выигрывали те, у кого удачно выпал передний молочный зуб, а остальные страшно им завидовали. Что-то тёплое откликнулось на эту краткую вспышку воспоминания – вдруг свет погасили, и почти одновременно с этим вспыхнул огонёк зажёгшейся сигареты. Тот самый на костылях, держал его как раз в той дырке пустующей альвеолы и зубоскалил довольно:
[indent] – Я Окурок. Можешь вон туда лечь, там свободно, – и кивает расславлено в сторону второго яруса койки, чиркнув по вечернему воздуху табачным дымком.
[indent] Здесь было много запахов, впрочем, в их комнате в общежитии при училище их тоже было в достатке, особенно после репетиций – с трудом подавляемый запах пота, взмочаленных волос и присыпки для пуантов; юноши его возраста были всё ещё достаточно лёгкими, чтобы стоять на них без риска раздробить свои голеностопные суставы.
[indent] Паренёк с длинными пепельно-русыми волосами и удивительно хорошеньким холёным личиком, кажется, попытался взбунтоваться, однако, кто-то из других пацанов его перехватил, прикрыв ладонью рот, и шепнул что-то на ухо – новенький, чьё имя теперь, по всей видимости, навсегда было в этих стенах заменено на насмешливое «Полураспад», предпочёл не обращать на это внимание. Слишком устал чтобы быть внимательным, слишком мало насмешек и хитроумных уловок в свой адрес получил чтобы сразу же воспринять происходившее у него под носом таинство на свой счёт.
[indent] – А что ты умеешь? – хихикнув, спросил самый младший мальчик, огненно-рыжий, ниже всех прочих на голову или даже полторы.
[indent] – Что?.. – недоумения в голосе Полураспада не было слышно, только усталость и ещё нечто странное, что можно охарактеризовать как мольбу «пожалуйста, скажи прямо». Он ведь действительно, боялся, что иносказаний прямо здесь и сейчас он не поймёт – не было его местом. Да и, наверное, училище не было его местом, как и театр не был его местом – красивая пустышка, раздутый из самомнения и чувства важности мыльный пузырь. Спать на кровати не хотелось, хотелось зарыться в землю, укрыться травой, и никогда больше не вылезать – но вслух об этом он вряд ли кому-нибудь когда-нибудь скажет.
[indent] – Фокусы? Может, на инструментах играешь? – поясняет Окурок, на что Полураспад чуть за торможено кивает, как будто бы понял, что от него просят, и, не попросив никого расступиться, изящным гибким движением поднимает ровнёхонько вверх правую ногу, без труда прижимая её к своему уху. Кто-то прыснул в кулак, но парень не собирался останавливаться на этом – также мягком опустив ногу, он укладывается грудью на пол – ребята всё же, изволили немного расступиться, а после столь же размеренно перекинул обе ноги через плечи, поставив их по обе стороны от своей головы, согнувшись в кольцо, как змея или тугой ивовый прут.
[indent] – Гуттаперчевый, значит? – задумавшись, затянулся Окурок, а Полураспад, подняв к нему свой взгляд снизу вверх, коротко отозвался.
[indent] – Гуттаперчевый, значит.
[indent] На то место, куда ему настоятельно предложили лечь, он забирается бесшумно – только ошейник позвякивает пряжкой. Полураспад стягивает через голову тонкий и невзрачный серый свитер, стаскивает спортивные чёрные зауженные штаны, и торопится спрятаться под одеялом, лишь бы случайно не показать насколько сильно, на самом деле, он был обожжён. Лёгкие шушуканья проносятся трелью цикад по сонной комнате, хотя, сонной она была, наверное, потому, что и самому Полураспаду хотелось забыться сном. Хотелось, но он подозревал, что вряд ли сможет – ему было холодно даже под одеялом. Эта кровать пахла другим человеком пахла явственно и заметно настолько, что впору было насторожиться, однако, ему настолько не хотелось сейчас ни с кем разговаривать, что он предпочёл и это упустить из своего внимания. Постепенно комната, кажется, начала затихать – постепенно наружу из груди начало рваться то, что прежде вырывалось лишь в больнице посреди ночи, когда терпеть боль уже не было никаких сил. Но то были муки плоти, ибо о предательстве думать не получалось – теперь же все мысли только и были что о нём. И о том, кто это с ним сделал.
[indent] Напротив его глаз, укутанных безмолвными слезами, маячил рисунок – схематичное, но очень узнаваемое изображение медузы и скрипки. Композиция не сочетаемых вещей, которой Полураспад мог бы удивиться, если бы его сейчас это вообще интересовало. Он не позволяет себе ни вздрогнуть, ни всхлипнуть – он накрепко залепляет свой рот ладонями, точно воском, и стискивает зубы страшась хотя бы даже того чтобы замычать. В тихой комнате слышен каждый шорох, каждый вздох – но Полураспад не слышит ничего, кроме стучащих в висках невыплаканных слёз.
[indent] Он не знает, сколько он так лежит, комкая своё почти бесчувственное лицо в пальцах, пока за спиной не ощущается движение – думая, что это кто-то из местных решил проверить, что происходит, пацан задерживает дыхание и вслушивается; некто и не собирался оставлять его в покое. И лишь тогда, когда чужие руки обвили его со спины, а над ухом зашелестел чей-то вздох, Полураспад ойкает и юрко выныривает из этих рук. Выныривает юрко, но спешно, совсем не изящно, без хвалёной балетной выправки, какую демонстрировал совсем недавно, и, рывком спрыгивая с кровати вниз, к нижнему ярусу, под взорвавшийся смех ребят, он не придумывает ничего лучше, чтобы в одних плавках и ошейнике забиться под кровать. Ему плевать на мусор и клубы пыли, плевать на то, что выглядит как дикий зверёныш, плевать вообще на всё – лишь бы к нему не прикасались. Лишь бы не видели его, не смотрели, не замечали этих позорных слёз, которых никогда не позволял себе показывать окружающим.
[indent] «Пожалуйста, мне больно, не трогай меня...»
[indent] Ему было больно, как и всем мальчикам, когда его насильно сажали на шпагат, хоть и не настолько больно, как многим. Ему тоже хотелось всхлипнуть, когда сбитые ноги приходилось отмачивать во льду, и он тоже желал того, чтобы разреветься на подоконнике в туалете в обнимку с девочкой, которая знала, что никогда не станет примой. Она знала, а вот он ещё не подозревал об этом. Кажется, до сих пор не подозревает – лишь закрывает себе рот руками, поджав колени к груди, вплавившись перешитой заново спиной в стену, мечтая о том, чтобы прямо сейчас оказаться под землёй на расстоянии нескольких метров.
[nick]Полураспад[/nick][status]сквозь пламя[/status][icon]https://forumupload.ru/uploads/001b/2f/de/313/334917.jpg[/icon][lz]<br><center><div class="name a"><a href="ссылка на анкету">Полураспад, 17</a> </div>пускай земля согреет <a href="https://rockland.rusff.me/profile.php?id=319">твои</a> следы</center>[/lz]
Отредактировано Torkel Kittelsen (11.07.2022 20:49:50)